Как прописаться в квартире?
Согласно действующему законодательству РФ, каждый гражданин обязан иметь регистрацию — временную или постоянную. Постоянная регистрация оформляется по адресу фактического проживания, тогда как временная — по месту временного нахождения. Однако, в повседневной речи мы часто используем слово «прописка». О том, что это и как прописаться в квартире, расскажем подробнее.
Содержание
- Что такое прописка
- Виды регистрации
- Как оформить прописку
- Стоимость оформления
- Необходимые документы
- Сроки оформления
- Права, предоставляемые регистрацией
Согласно действующему законодательству РФ, каждый гражданин обязан иметь регистрацию — временную или постоянную. Постоянная регистрация оформляется по адресу фактического проживания, тогда как временная — по месту временного нахождения. Однако, в повседневной речи мы часто используем слово «прописка». О том, что это и как прописаться в квартире, расскажем подробнее.
Что такое прописка
В действующем законодательстве Российской Федерации термин «прописка» не применяется. Его использовали во времена СССР.
По сути, прописка – это и есть регистрация – официальное документальное подтверждение проживания гражданина по конкретному адресу.
Прописка осуществляется в целях обеспечения учета населения, надлежащего исполнения обязанностей граждан по месту проживания и предоставления доступа к определенным услугам.
Регистрация осуществляется исключительно в жилых зданиях. Они должны соответствовать требования, установленным Жилищным кодексом РФ и иными нормативными актами. К жилым помещениям относятся: квартира, дом, комната в коммунальной квартире или общежитии. Недопустима регистрация граждан в пристройках к частному дому, зданиях, которые подлежат сносу, в помещениях, имеющих статус апартаментов.
Виды регистрации
Существует несколько разновидностей регистрации – постоянная и временная.
Постоянная – прописка человека там, где он живет постоянно. Такая регистрация бессрочна и подтверждается соответствующим штампом в удостоверении личности. Изменить ее можно по желанию человека, а также по решению судебных органов. Например, если жилое помещение принадлежало супруге до брака, после развода она может через суд инициировать выписку бывшего мужа. После смены постоянного адреса проживания нужно в течение 7 дней обратиться в органы регистрационного учета для получения новой прописки.
Временная прописка – это документ, который можно оформить, если человек проживает больше 90 дней в доме, отличающемся от адреса его постоянной регистрации (например, в арендуемой квартире, гостинице и т.д.). Она никак не влияет на постоянную регистрацию и нигде не отображается в имеющихся документах. Штамп в паспорт не ставят, выдается лишь свидетельство.
Если новое место проживания находится в том же субъекте РФ где получена постоянная прописка, оформлять временную не требуется. Например, при переезде из одного города Ростовской области в другой. Но при временном проживании в другом регионе (к примеру, при переезде из Красноярска в Воронеж) оформление такой регистрации обязательно.
Как оформить прописку
Есть 4 основных способа, как сделать прописку.
Первый вариант – обратиться в МФЦ. Нужно заранее собрать все документы для прописки, а затем записаться на прием в центр. Это можно сделать через официальный сайт учреждения или получить талон непосредственно в центре.
Второй вариант – через приложение или сайт «Госуслуги». Чтобы прописаться таким способом, важно иметь подтвержденную учетную запись портала. В соответствующей категории нужно оформить заявление. Оно рассматривается в течение 8 дней.
Также можно обратиться непосредственно в МВД. Сначала необходимо записаться в отделение, расположенное рядом с будущим адресом прописки. Это можно сделать на «Госуслугах», на сайте самого отделения, по телефону или через терминал самообслуживания.
И последний вариант – обратиться в ТСЖ или УК. При заселении нового жильца важно уведомить эти организации, чтобы избежать недоразумений с коммунальными начислениями. Некоторые из них помогают с регистрацией — это стоит уточнить заранее.
Сколько стоит оформление прописки
Граждан России также интересует, сколько стоит прописка. Оформление регистрации – это бесплатная процедура. Госпошлин нет. Ограничений по количеству подачи заявлений также нет.
Какие документы нужны
Понадобятся такие документы для прописки:
- паспорт РФ;
- заявление, оформленное и подписанное вами или владельцем дома (квартиры);
- желательно приложить подтверждение права собственности на недвижимость;
- если вы не являетесь хозяином собственности, потребуется документ, дающий право на проживание;
- согласие всех совершеннолетних жильцов, а также владельцев или арендодателя;
- если регистрируется ребенок возрастом до 14 лет необходимо предоставить свидетельство о рождении.
Сколько времени нужно, чтобы прописаться в квартире
Если гражданин РФ предоставил все необходимые документы, то, по закону, прописку должны оформить в течение 2-7 рабочих дней. Время получения зависит от загруженности специалистов, а также способа оформления регистрации.
Какие права дает регистрация
Также важно знать, какие права дает прописка. Наличие регистрации предоставляет гражданам РФ ряд прав, в том числе:
- Право на проживание в помещении, закрепленном за лицом по месту регистрации;
- Возможность постановки ребенка на очередь для зачисления в дошкольное образовательное учреждение;
- Право на выбор общеобразовательной школы, учитывая территориальный принцип прикрепления;
- Оформление мер социальной поддержки, включая пособия, субсидии и льготы;
- Подтверждение адреса проживания при заключении трудового договора;
- Получение официальных документов, таких как полис обязательного медицинского страхования, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и другие.
Следует учитывать, что постоянная прописка оформляется только по одному адресу. Законодательством запрещается одновременная регистрация в нескольких домах или квартирах.
Обратите внимание, отсутствие регистрации может стать причиной наложения штрафа. Он составляет от 2 до 3 тыс. руб. Сумма увеличивается до 5 тысяч, если нарушение допущено в таких городах как Москва, Санкт-Петербург или Севастополь.
Итак, прописка дает возможность официально проживать по адресу и получать доступ к разным государственным услугам. Также она является обязательным условием для оформления трудовых и социальных льгот, а также регистрации имущества.